Учёные подтвердили справедливость высказывания о том, что музыка – это универсальный язык человечества.
Иллюстрация с сайта pixabay.com.
Поэт и переводчик Генри Лонгфелло называл музыку универсальным языком человечества.
Трудно не согласиться с этим утверждением. Тем не менее прежде никто не подходил к этому вопросу с научной точки зрения.
Чтобы проверить справедливость этой "общеизвестной истины", гарвардские учёные провели самое всестороннее на сегодняшний день научное исследование музыки как культурного явления.
Для этого им потребовалось обработать колоссальный объём данных. За пять лет исследований команда изучила сотни записей, хранящихся в архивах и частных музыкальных коллекциях по всему свету.
"Мы привыкли, что любую интересующую нас музыку можно найти в Интернете. Однако существуют ещё тысячи и тысячи аудиозаписей, погребённых в архивах. Например, когда мы искали кельтскую музыку, сотрудник принёс нам более 20 коробок катушечных записей", – вспоминает первый автор научной работы Сэмюэл Мер (Samuel Mehr).
Результатом этого титанического труда стала коллекция из пяти тысяч песен, а также их описаний. Произведения принадлежали 60 различным сообществам, проживающим в 30 географических регионах. Авторы работы назвали свою аудиотеку "Естественной историей песни".
Неудивительно, что проект такого масштаба быстро привлёк музыкантов, специалистов по обработке данных, психологов, лингвистов и даже политологов.
Исследование, опубликованное в научном журнале Science, является самой амбициозной работой, посвящённой музыке, считают эксперты.
Чтобы найти общие черты мелодий множества культур, авторы проанализировали различные характеристики отобранной ими музыки. Например, подробности об исполнителях, продолжительность игры или пения. Оценивалось также наличие слушателей, музыкального сопровождения и масса других факторов.
Помимо этого, изучая колыбельные и танцевальные мелодии, а также любовные и некоторые обрядовые песни, учёные оценивали темп, тональность, акцент и некоторые другие технические особенности произведений.
В процессе работы эксперты обнаружили отчётливую закономерность. Оказалось, что песни, исполняющиеся в одинаковых жизненных ситуациях, обладают очень схожей структурой в самых разных культурах и традициях.
Кстати, в своих предыдущих исследованиях команда обнаружила, что даже когда человек слышит колыбельную впервые и ничего о ней не знает, он довольно точно определяет назначение этой мелодии.
Новая работа подтверждает эти наблюдения: независимо от того, на каком языке мы говорим, музыка универсальна и понятна для всех. И теперь речь идёт не только о колыбельных, но и о множестве других мелодий и песен.
"Будучи аспирантом, я изучал восприятие музыки младенцами. Тогда я познакомился с множеством научных изысканий, сообщающих об универсальности музыки. Но получалось, что каждая подобная статья, начинаясь с такого серьёзного заявления, не предлагала никаких доказательств этому утверждению. Теперь они у нас есть", – подчёркивает Мер в пресс-релизе.
Исследователи полагают, что за восприятие этого общего для всего человечества языка отвечают особые структуры и механизмы в головном мозге.
По словам авторов, музыка различных культурных сообществ формируется вовсе не в результате норм поведения, принятых в той или иной группе людей.
Музыкальные произведения скорее отражают глобальные, общечеловеческие психологические особенности. Именно благодаря им мы находим то или иное сочетание звуков "подходящим" к определённой жизненной ситуации и легко считываем её контекст.
Добавим, что ранее авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о ещё одной универсальной характеристике многих языков, а также о способности животных узнавать музыку разных композиторов.
Чтобы всегда быть в курсе самых интересных научных новостей, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.